суббота, 26 марта 2011 г.

Посоветуйте книжку по маркетингу

Хотел бы почитать что-нибудь интересное на тему маркетинга, не посоветуете?

Почувствовали в команде необходимость PR-а наших усилий, а навыка не хватает. Хотим посмотреть как это делают рекламщики и попробовать найти подходящие для нас приемы.

Чуть-чуть подробней о том, зачем нам это.

Рано или поздно программисты понимают, что мало писать хороший код, надо чтобы об этом знали нужные люди. 

Например, еженедельный отчет - это по сути краткий рекламный буклетик, повествующий, как классно команда поработала за неделю. Это способ заявить о себе, тем не менее есть и другие средства: точечно сообщить нужным людям о каком-то достижении, сделать демонстрацию. А дальше засада, фантазия буксует. Какие еще средства бывают? Что бы еще такое применить?

Хотя надо разобраться, зачем нам понадобились какие-то еще средства донести информацию, может быть нам больше ничего не надо. Дело в том, что средства, которые мы используем сейчас, не очень-то эффективны. Похоже, наши еженедельные отчеты мало кто читает. С этим надо что-то делать, а точнее надо определится, как привлечь внимание к нашим отчетам.

Хорошо, можно попробовать вставить в отчет картинку для привлечения внимания (кстати, в этом посте такой картинки нет - вас это не смущает?). Но если мы вставим картинку, заметит ли наш отчет большее количество людей? Вероятно, кто-то обратит внимание на картинку, но обратит ли он внимание на сам отчет? Поэтому следующий вопрос, на который мы хотим получить, ответ - это как оценить эффективность применяемых средств?

Что-то слишком много вопросов :) Вероятно, опытные маркотологи и рекламщики смогли бы помочь бедным программистам. Понятно, что маркетинг часто нацелен на широкую аудиторию, а мы работаем с конкретными людьми, хотя их там десятки, если не сотни. Но маркетинг поднимает и такие вопросы, поэтому если есть книжки про b2b маркетинг, про что-то ближе к нам - пишите.

5 комментариев:

  1. В twitter советуют Джека Траута - http://twitter.com/#!/grodnosoft/status/51765233160683520

    ОтветитьУдалить
  2. Насчет маркетинга. В книжках по маркетингу обычно пишут о маркетинге организации или продукта. Упор делается на различные каналы социальные медиа, ивенты, о том, что продукт должен быть выдающимся и говорить сам за себя, то есть не совсем то, что можно просто перенести на PR результатов работы отдельно взятой команды. Если очень хочется почитать про маркетинг, то можно взять Кавасаки или Сета Година.

    Если пример, который ты приводишь сверху реальный, а не просто, чтобы объяснить зачем маркетинг теоретически нужно знать, то я бы посоветовала следующее:
    1. Попыталась бы узнать почему мало читают еженедельные отчеты. ( В принципе я считаю это waste, отчеты нужно слать, когда есть чем похвастаться, а не раз в неделю. Может поэтому и не читают?)
    2. Попробовала бы сменить форму отчета. Если хочется обратить внимание на достижения команды, то их нужно визуализировать. Реальная статистика о том, что принесли усилия команды это гуд. Результаты можно визуализировать, и не только графиками со статистикой, но и просто разными картинками.

    Ну например, я писала про карту с планами. Несколько недель назад я с клиентом обсуждала планы на ближайшие 3 месяца, села писать фолоу-ап, поняла, что лениво как-то, да и описать сложно словами. Разработка ведется по нескольким направлениям одновременно. И вместо этого я взяла лист A1 и все нарисовала на нем. Одно направление - новый админ тул (нарисовала шестеренку, описала основные фичи тула), второе направление - редизайн системы (нарисовала кисти и краски, написала цели редизайна), ну и так далее, стрелочки туда, сюда, облачка с мыслями. Получилось клево, повесила на стену, теперь и ребята видят, что делаем и будем делать и клиенту фотку послала. И это он точно посмотрел, а читал ли бы письмо, хз. :)
    Иногда я шлю клиенту фотки того, как мы обуждаем что-то. Мы визуализацию применяем на митингах, фотку доску и шлю, фоткую скетчи, если мы рисовали, у этого всего есть эмоциональная окраска, а значит больше привлекает внимание.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну то есть мой посыл, в зависимости от того, кому ты результаты хочешь показать и какие разные методы могут рабоать.
    Хочешь показать, как долго вы трудились, чтобы найти классное решение? - Ну наделайте фоток с brainstorm session
    Хочешь показать результаты конкретные? - Пришлите стастические данные. Типа вот перформанс системы был увеличен в 4 раза, и теперь эта страница открывается в 6 раз быстрее, чем аналогичная у конкурентов.
    Хочешь показать, что то, что вы сделали нужно пользователям? - Посчитайте сколько реальных пользователей используют эту фичу.
    Оформите это красиво и вот вам и PR

    ОтветитьУдалить
  4. Суперский коммент.

    > Если пример, который ты приводишь сверху реальный, а не просто, чтобы объяснить зачем маркетинг теоретически нужно знать

    Он полуреальный.

    Недавно в команде обсуждали, что полезно собирать feedback по отчетам, а то непонятно, читают ли его люди и удобен ли его формат. Многие делают это по инерции.

    A я лукавлю, потому что я изучал маркетинг в ИБТ (было целых два курса), естественно, мало, что помню, но вижу параллели.

    Например, в одном из курсов мы пытались сделать рекламный буклет и проводили маркетинговое исследование для оценки его эффективности.

    Мы учились думать - что и как мы хотим донести, а главное зачем и какого эффекта мы пытаемся достичь. Потом пытались определить, как мы будем оценивать эффективность и уже после этого выходили в поле для сбора информации и корректировки.

    Так и с отчетом - надо понимать, зачем мы его посылаем, какую проблему решаем, на кого он ориентирован. На основе этого сделать формат, показать его другим людям, определить, доносим ли мы нашу идею, а после того, как мы начали рассылать отчеты, определить, читают ли его, достигаем ли мы наших целей.

    Важна связка, между целью, средствами и алгоритмом, как мы узнаем, что наши действия приносят отдачу (например, как мы узнаем, что отчет читают - счетчика посещений нет).

    Чего я хочу достичь? Чтобы все члены команды более менее понимали эти нюансы. Как ты говоришь: "продукт должен быть выдающимся и говорить сам за себя". В этой фразе я хочу заменить продукт на команду :)

    > отчеты нужно слать, когда есть чем похвастаться, а не раз в неделю

    Можеть быть. За неделю обычно должно что-то быть сделано :) Хотя я еще подумаю над твоей мыслью. В любом случае, еженедельные отчеты - не самый эффективный способ, но это первое, что приходит в голову.

    > Если хочется обратить внимание на достижения команды, то их нужно визуализировать.

    Согласен.

    > Иногда я шлю клиенту фотки того, как мы обуждаем что-то.

    Отличная идея, попробуем.

    ОтветитьУдалить


  5. Было интересно читать и помог при написании курсовой!)Пособие содержит большое количество
    примеров из отечественной практики маркетинга, первоисточников для
    самостоятельного изучения дисциплины, а также обширный словарь.
     

    ОтветитьУдалить