среда, 8 декабря 2010 г.

8 привычка высокоэффективных людей

Господа, можете меня поздравить, я теперь официально высокоэффективен: прочитал аудиокнигу (ага, в машине) Стивена Коуви «7 привычек высокоэффективных людей».

В целом, слушать книги понравилось. Рулежка доведена до автоматизма и с покупкой автомата стала активней проявляться другая проблема – тянет в сон за рулем. Аудиокниги бодрят. Раньше спасался семечками (только не надо смеятся, лучше семки кушать и ходить в кепке, чем лежать в кювете). С пониманием проблем почти не возникало, но иногда приходится отвлекаться и возвраты давались тяжело. Вторая проблема – хочется делать заметки. Ну, пока без заметок. Видимо, без аудиозаметок не обойтись, но технически опять-таки сложно – нужно следить за дорогой и совершать нетривиальные действия.

Теперь о самой книге (и о восьмой привычке местного разлива).

Что реально понравилось, так это её объем в аудиоформате. В общем, похоже, там только выжимки, и, наверное, это правильно. Подобные книги обычно страдают переливанием из пустого в порожнее. С другой стороны, некоторые переходы были не совсем очевидны. Видимо, сказывается местами неудачная компрессия.

По поводу содержания. Многим покажется набором банальностей. Например, первая привычка – проактивность. Ну, в общем, кто бы мог подумать. С другой стороны, кто из нас действительно проактивен и умеет нормально слушать собеседника (очередная привычка – сначала активно слушать собеседника и только потом уже пытаться донести свою информацию). Так что бесполезным это чтение не назовешь даже для тех, кто уже знает или догадывался, ну и всегда кто-то да и найдет что-то новенькое.

Но вот что еще хотелось бы добавить. Мне кажется, что есть очень важная восьмая привычка. Задавать вопросы. И это не то же самое, что активное слушание (хотя последнее подразумевает вопросы).

Поясню на примерах:

- идет встреча, важная шишка говорит – «вопросы есть?»; вопросы есть, но не хочется их задавать, дабы не показать свою некомпетентность

- вопросы есть в принципе, но нужно пойти и кому-то их задать, например, вашему боссу, который очень-очень занят (когда планируется повысить зарплату?) и ой как не хочется-то

- появляется задача и побежали; работаем, работаем, а через полгода выясняется, что в соседней комнате уже решили проблему – обидно, потратили много времени зря

- делают вам ремонт строители, проводят электрику, а на выходных вы заехали поглядеть как идут дела; все уже на своих местах, только один выключатель что-то не работает – ну, видимо, еще в планах, вроде солидные люди, спросишь и как бы скажешь, что не доверяю я вам; заламинировали это дело, все заклеили – а и не работает, оказывается провод-то и бракованный был

Для кого-то это и не проблема, но мы, айтишники, обычно не очень умеем задавать вопросы – стесняемся как-то, стараемся сами как-то догадаться, ну и так далее. Особенно явно это проявляется при работе с требованиями.

Вот у нас идет разбор хотелки заказчика, мы уже задали 40 вопросов и 41 как-то уже неудобно задавать (ну, мы дураки что ли? сами не можем разобраться?). Ну и ладно, наверное, должно быть так – вроде бы логично. Потом, правда, выясняется, что надо было совсем по-другому.

Очень верный признак, что у вас с этим проблемы – это следущий паттерн поведения при поиске нужного прилавка с товарами: вместо того, чтобы спросить персонал, вы предпочитаете не идти на контакт, а самому найти или разобраться по вывескам. Даже если найти товар не удается, вы часто так и уходите из магазина, не купив то, что вам нужно (и не убедившись, что товара действительно нет и искать не стоило). С другой стороны, обратившись за помощью к скучающему и жаждущему общения консультанту в салоне паркета, уходите домой с кучей полезной информации, бесплатным каталогом, прайсом и даже неожиданными скидками.

Вот еще пример из жизни. Схватка, берем очередной уровень. Приезжаем на место (центр города). Открываются двери, все побежали врассыпную на поиски. Ну, почти все. По рации объявляется, что уровень взят. Выяснилось, что выбившийся из общей массы спокойно вышел из машины, подошел к милиционеру, расспросил, не спеша снял код и вернулся в машину.

Очередной пример. Взяли в крупный холдинг завхоза. Живенький такой дядечка, все ходил и вопросы задавал – «а тут как?», «а это что?». В итоге, до директора отделения дозадавался.

В общем, как говорил один мой знакомый, «я буду решать эту проблему с позиции дурака, буду задавать глупые вопросы, пока не разберусь». Именно! Не стесняйтесь выглядеть глупо - спрашивайте. Потому что такие люди как раз глупо и не выглядят.

5 комментариев:

  1. Недавно тоже взялся за эту книгу, правда за полный бумажный вариант. Пока не пошло - когда много дел и голова забита разными проблемами, читать ее не получается. Подождем-с :)

    Кстати да, задавать вопросы это очень правильно. Кто-кто, а разработчики часто замалчивают важные вопросы (или проблемы). Возможно, в силу своей интравертности (как правило). Ну и культура организации или команды, конечно же, на это тоже немало влияет. Если есть риск получить по шапке за "неудобный" вопрос или вскрытие важной проблемы - то, само собой, никаких вопросов вы больше не услышите :)

    ОтветитьУдалить
  2. А, забыл спросить... Восьмой навык в статье - это собственная модификация или это тоже по Кови?

    ОтветитьУдалить
  3. У Кови только 7 навыков :) Один из навыков - активное слушание, которое предполагает вопросы, но я говорю не только о том случае, когда что-то рассказывают, а ты пытаешься понять.

    ОтветитьУдалить
  4. Черт, он украл мое название :)

    ОтветитьУдалить